Зачем наши предки проделывали друг другу отверстия в черепе — «наука»

Зачем наши предки проделывали друг другу отверстия в черепе - «наука»

Тысячи лет назад люди обучились проводить операцию по вскрытию черепа, либо трепанацию. Корреспондент BBC Earth говорит о вероятном предопределении данной леденящей душу процедуры.

Со времен глубокой древности представители различных народов практиковали трепанацию — неотёсанное хирургическое вмешательство, при котором в черепе живого человека проделывают отверстие.

Эта операция осуществлялась при помощи сверления, разреза либо выскабливания острым инструментом.

На сегодня на протяжении археологических раскопок в мире из-под почвы извлечено множество черепов со следами трепанации.

Необычно, но ученые до сих пор не смогут прийти к единому точке зрения относительно того, для чего предки проводили эту операцию.

Отчеты антропологов о трепанациях, проводившихся в Африке и Полинезии в двадцатом веке, дают основание высказать предположение, что по крайней мере в этих обстоятельствах операция была предназначена для лечения головной боли — к примеру, появившейся благодаря травмы черепа либо неврологического заболевания.

Возможно, с той же целью трепанацию делали и в древние времена. На многих трепанированных черепах были обнаружены показатели механических повреждений либо неврологических болезней, обычно неподалеку от трепанационного отверстия.

Однако, исследователи уже давно подозревают, что древние люди проводили трепанацию не только в медицинских целях, но и в качестве ритуала.

Самые первые свидетельства проведения операций по вскрытию черепа относятся к периоду около 7000 лет назад. Трепанацию практиковали в разных частях света: в Греции, Северной и Южной Америке, Африке, Полинезии и на Дальнем Востоке.

Возможно, в различных регионах люди самостоятельно разрабатывали технику трепанации.

К концу Средневековья большая часть народов отказалось от трепанации, но в нескольких оторванных от цивилизации частях Африки и Полинезии эти операции проводили впредь до начала 1990-х годов.

С момента публикации самых первых научных изучений на тему трепанации (в десятнадцатом веке) ученые утверждают , что древние люди время от времени проводили трепанацию чтобы разрешить войти духов в тело человека либо, напротив, изгнать их.

Помимо этого, трепанация могла быть частью обряда инициации.

Однако точных подтверждений этому нет. Исключить то, что трепанация была поведена по медицинским обстоятельствам, практически нереально, поскольку кое-какие заболевания головного мозга не оставляют никаких следов на черепе.

Но, в одном из уголков России историки обнаружили одно из самые убедительных доказательств проведения ритуальных трепанаций.

Эта история началась во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Археологи проводили раскопки на старом месте захоронений под Ростовом-на-Дону.

На месте раскопок из 20 отдельных могил были извлечены останки скелетов 35 человек. Учитывая метод захоронения, археологи определили, что их возможно отнести к периоду с 5000 до 3000 лет до н. э., известному как халколит, либо медный век.

В одной из могил были отысканы скелеты пяти взрослых человек — двух дам и трех мужчин, и ребенка от одного до двух девочки и лёт-ребёнка.

Ученые и раньше обнаруживали пара скелетов древних людей в одной могиле, но в этом случае находка все же была необыкновенной: черепа двух дам, двух мужчин и девочки подверглись трепанации.

В каждом из черепов было одно круглое отверстие шириной пара сантиметров с показателями скобления по краям. В черепе третьего мужчины нашли углубление, которое очевидно было делом рук человека, но это отверстие не было сквозным. Нетронутым был лишь череп ребенка.

Изучением извлеченных из могил останков занялась Елена Батиева, антрополог из Южного федерального университета в Ростове-на-Дону. Она сразу же определила, что отверстия в черепах результат трепанации, но скоро осознала, что эти трепанации не были простыми.

Все они были сделаны фактически в одном и том же месте — в точке называющиеся обелион. Обелион находится в верхней части черепа ближе к затылку, приблизительно в том месте, где волосы в большинстве случаев собирают в большой хвост.

Менее 1% всех зарегистрированных трепанаций были совершены выше обелиона. Помимо этого, Батиева знала, что древние люди, жившие в России, такие операции делали еще реже.

В то время ей был известен лишь один зарегистрированный случай трепанации в данной точке. Череп был извлечен из-под почвы в первой половине 70-ых годов XX века рядом от места ее нынешних раскопок.

Совсем ясно, что кроме того один череп с трепанацией в районе обелиона — это выдающаяся находка. Но у Батиевой их было целых пять, и все они лежали в одной могиле. Данный случай был и до сих пор остается неповторимым.

Предки шли за мамонтами?

Асахи симбун17.03.2016Предки дремали по два раза за ночь

Disinformation19.12.2013Как связаны ваши ваше положение и давние предки в обществе?

Atlantico17.02.2013

Тому, что трепанация в районе обелиона видится редко, имеется простое объяснение: это весьма страшно.

Обелион расположен конкретно над верхним саггитальным синусом, где кровь, оттекающая от мозга, скапливается перед тем, как попасть в главные отводящие мозговые вены.

Вскрытие черепа в этом месте угрожает смертью и обильным кровотечением.

Это значит, что люди, жившие в России в медном веке, должны были иметь веские обстоятельства чтобы проводить подобные операции.

Однако, ни на одном из черепов не было обнаружено следов повреждений либо болезни, каковые имели бы место как до, так и по окончании трепанации.

Иначе говоря все смотрелось так, словно бы все эти люди перенесли трепанацию, будучи совсем здоровыми. Была ли эта операция связана с каким-либо ритуалом?

Это весьма занимательный вопрос, но Батиевой было нужно отказаться от предстоящих поисков ответа.

Ей необходимо было изучить еще множество скелетов, отысканных по всей южной части России, и она не имела возможности отвлекаться от собственной главной задачи для нескольких черепов, какими бы таинственными они ни были.

Перед тем как отступиться, Батиева решила просмотреть неизданные археологические эти по России, дабы узнать, не были ли найдены другие нетипичные черепа с трепанацией в районе обелиона, каковые не известно почему не были зарегистрированы.

К ее удивлению, таких черепов было целых два. Они принадлежали молодым дамам и были отысканы пара лет назад: один в 1980-м, а второй — в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Оба черепа были извлечены из-под почвы менее чем в 50 км от Ростова-на-Дону, и ни на одном из них не было найдено медицинских предпосылок для трепанации.

Итак, у Батиевой было восемь необыкновенных черепов, обнаруженных довольно малый территории в южной части России и принадлежавших людям приблизительно одного возраста.

Через десятилетие было найдено еще пара.

В 2011 году интернациональная несколько археологов занималась изучением 137 людских скелетов, извлеченных из-под почвы в трех отдельных захоронениях, относящихся к медному веку.

Все они были отысканы в Кабардино-Балкарии, в гористой местности в южной части России, приблизительно в 500 км на юго-восток от Ростова-на-Дону, неподалеку от современной границы с Грузией.

Археологи не ставили перед собой цель найти трепанации. Их задачей было узнать состояние организма древних людей, населявших данный регион.

Однако, в девяти из 137 черепов они нашли отверстия.

Пять из них представляли собой стандартные образцы трепанации. Отверстия были сделаны в разных точках в передней и боковой части черепа, и на всех черепах были обнаружены показатели механических повреждений.

Это давало основания высказать предположение, что трепанации проводились для устранения последствий травм.

Но ни на одном из оставшихся четырех черепов показателей повреждений либо болезней не было. Более того, на каждом из них трепанация была совершена прямо над обелионом.

Совсем случайно оказалось, что германский антрополог Джулия Грески, входившая в группу исследователей, была знакома с работой Батиевой, обрисовывающей необыкновенные трепанированные черепа, отысканные в Ростовской области.

Тогда Грески, Батиева и другие археологи объединили свои силы, дабы обрисовать все 12 черепов с юга России, трепанированных в районе обелиона.

Их изучение было размещено в апреле 2016 года в научном издании American Journal of Physical Antropology.

Независимо от места обнаружения, 12 аналогичных черепов уже являются неординарную находку. Но тот факт, что все они были отысканы в одном уголке России, означал, что, наверное, у них имеется что-то общее.

Если бы между ними не было никакой связи, возможность того, что такое количество редких трепанаций встретилось бы лишь в южной части России, была бы очень мелка.

Грески, Батиева и их сотрудники заявляют, что, не обращая внимания на то, что их выводы сложно доказать, скопление таких нестандартных трепанаций дает основание высказать предположение, что в южной части России имел возможность размешаться собственного рода центр ритуального трепанирования.

Мария Медникова, ведущий научный сотрудник Университета археологии РАН, — эксперт в области трепанаций, прошедших в России.

Она уверена, что трепанации в определенных страшных областях черепной коробки имели возможность проводить с целью достижения собственного рода «изменений».

Она утвержает, что люди делали это, думая, что купят неповторимые свойства, которых не было у простых участников общества.

Мы можем лишь предполагать, из-за чего этим, по всей видимости, здоровым людям было нужно пережить трепанацию, сделанную таким необыкновенным и страшным методом.

Но сами отверстия очень многое говорят нам о том, как сложилась будущее людей по окончании операции.

Один из 12 черепов принадлежал даме, не достигшей возраста 25 лет, чей скелет был обнаружен месте захоронения под Ростовом-на-Дону. На нем не было показателей заживления, и возможно высказать предположение, что она погибла на протяжении операции либо практически сразу после нее.

Однако, остальные, по-видимому, более либо менее благополучно пережили трепанацию. По краям трепанационных отверстий начала расти новая костная ткань, но все отверстие она так и не заполнила.

На трех из 12 черепов были отысканы только незначительные показатели заживления по краям трепанационного отверстия. Это значит, что по окончании операции эти люди прожили всего от двух до восьми недель.

Двое из них были дамами от 20 до 35 лет, а третий был пожилым человеком от 50 до 70 лет, чей пол установить не удалось.

На остальных черепах отверстия заросли намного лучше. Основываясь на современных знаниях о регенерации костной ткани, возможно сделать вывод, что по окончании операции эти люди прожили как минимум несколько лет.

Среди восьми выживших были все пятеро из массового захоронения под Ростовом-на-Дону, чьи необыкновенные трепанации в первый раз привлекли интерес Батиевой практически 20 лет назад.

Двое мужчин, две дамы и одна девочка-ребёнок смогли прожить пара лет, имея отверстие в районе обелиона.

Девочка, которой, если судить по скелету, было от 14 до 16 лет, подверглась трепанации не позднее собственных 12 лет, в противном случае и намного раньше.

Однако, нельзя исключать, что эти 12 человек все же страдали от болезней либо травм головы. В случае если это так, то как минимум восьми из них трепанация помогла.

Но кроме этого быть может, что Батиева и ее коллеги правы, и эти люди подверглись трепанации в ритуальных целях.

В случае если это так, мы можем лишь догадываться, какую пользу — настоящую либо мнимую — они от этого взяли.

Подписывайтесь на отечественный канал в Telegram!

Каждый день вечером вам будет приходить подборка самых броских и увлекательных переводов ИноСМИ за сутки.

Отыщите в контактах@inosmichannelи добавьте его к себе в контакты либо

перейдите, предварительно пройдя регистрацию, перейдите на страницу канала.

Про дырки в черепе у индейцев


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: