Взяться за голову: нелегкий путь вузовских преподавателей — «наука»

Взяться за голову: нелегкий путь вузовских преподавателей - «наука»

Недавняя отставка Дмитрия Ливанова вынудила многих высказать предположение, что реформа высшей школы будет остановлена — быть может, в собственной инновационной части. Снижение финансирования, "Наверное," продолжится.

В последних числах Июля появились сведенья о том, что правительство собирается урезать затраты на образование. Так, согласно данным «Газета.ру», к 2019 году планируется выгнать с работы 10,3 тысячи научных сотрудников институтов, РАН и Курчатовского университета, и сократить прием студентов на бюджетные места.

В Министерства образования эти сведенья назвали недостоверной и объявили, что научных сотрудников и сокращений преподавателей не будет.

Из-за чего латвийские дети поступают в российские институты

Delfi.lv16.08.2015Из-за чего Рособрнадзор закрывает российские институты

19.07.2015Российские институты пробиваются в мировые рейтинги

Русская служба BBC04.12.2014Университеты без учителей

По словам Павла Кудюкина, сопредседателя Межрегионального профсоюза высшей школы «Университетская солидарность», сокращение заложено дорожной картой правительства. В соответствии с ней уже к концу 2018 года численность учителей если сравнивать с 2012 годом обязана уменьшиться на 40%. Более того, большая часть институтов еще в 2013-2014 гг. перешло на новую модель сотрудничества с работниками — сейчас с учителями подписывают договор на более маленький срок.

«Стабильность занятости быстро падает. В большинстве случаев, учители высшей школы трудятся по срочным трудовым соглашениям, проходя конкурс, — это закреплено в законодательстве. Но сейчас трудовые соглашения заключаются не на три и не на пять лет, как это было традиционно, а на один год, во многих случаях на 10 месяцев.

Это очень нелепо и некомфортно для работника, поскольку у него систематично прерывается стаж в летние месяцы. Исходя из этого учитель высшей школы в правовом и социальном замысле защищен значительно меньше, чем сотрудник совокупности неспециализированного образования, где трудовые соглашения бессрочны», — поясняет Кудюкин.

Солидную часть учителей уменьшают не по соответствующим статьям трудового кодекса — с предупреждением за два месяца и выплатой выходного пособия, а просто не продлевают трудовой контракт, и человек остается без каких-либо соцгарантий.

«Эта тенденция характерна для всей страны, имеется некая разделение по институтам. Где-то, к примеру, в зависимости от исполнения учителем требований по публикациям, его оставляют на долгом договоре, но в случае если публикаций мало — заключают договор на год либо по большому счету переводят на гражданско-правовые соглашения — так именуемую почасовку», — поясняет Кудюкин. — Это выгодно управлению институтов, поскольку в случае если необходимо избавиться от сотрудника, не нужно проходить эти громоздкие дорогостоящие процедуры сокращения, достаточно просто не продолжить трудовой контракт на следующий период.

Помимо этого, учитель на годичном соглашении делается значительно послушнее. Начнешь потребовать каких-то прав и уважения — в будущем году не заберут«.

Неприятность, по словам сопредседателя «Университетской солидарности», усугубляется еще и тем, что переходить в совокупность неспециализированного либо среднего особого образования достаточно не легко — в том месте также идут сокращения: «Вакансий в общем образовании также нет. В случае если человек желает продолжать опытную работу, единственная ниша, которая для него остается — это частное репетиторство. Но данный рынок также небеспредельный, в особенности с учетом понижения падения доходов и общего уровня жизни населения».

Решать трудовые конфликты в собственную пользу работники образования, согласно точки зрения сопредседателя «Университетской солидарности», не могут: «У нас уничтожен самозащиты и механизм солидарности — сплошь и рядом учители ругаются, но не пробуют самоорганизоваться. Значительно чаще реакция такая — не буду выступать, лишь хуже будет, а так может удастся договориться с руководством».

«Война с однодневками»

Еще один этап увольнений учителей связан с так называемой войной и санацией вузов Министерства образования против «вузов-однодневок».

В соответствии с концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы министерство предусмотрено сокращение количества негосударственных университетов на 40%, а филиальной сети — на 80%. Рособрнадзор кроме этого систематично лишает университеты права приема студентов по последовательности профессий, каковые не являются профильными — значительно чаще это экономика, менеджмент, туризм и право. За лицензии и последний год аккредитации лишились более 600 филиалов и вузов, среди них — университеты Челябинской области, Башкирии, Алтайского края, других регионов и Бурятии.

«на данный момент большинство сокращений идет по коммерческим институтам, или по филиалам национальных. Многие учители в том месте трудятся по совместительству, теряя не главную работу, а приработок, но обстановка все равно малоприятная», — поясняет Кудюкин.

В Министерства образования не скрывают собственного отношения: немногопрофильные институты не должны вести подготовку студентов по этим профессиям, по причине того, что уровень качества образования приводит к сомнению. Более того, фактически вся господдержка сейчас направлена на подготовку кадров в IT и инженерии, тогда как другие профессии недополучают финансирование. Появляется диспропорция, в итоге главным распределителем образовательных одолжений остается государство.

Денис Конанчук, начальник Центра образовательных разработок Сколково отмечает, что исходя из всех проектов Министерства образования возможно заметить, как государство расставляет приоритеты: «на данный момент внимание акцентируется на том, какого именно рода эксперты в стране до тех пор пока являются недостатком».

Региональные институты систематично подвергаются укрупнению и слиянию. В некоторых университетах управление добровольно принимают ответ об объединении, для получения дополнительного финансирования. Так, 11 университетов Сталинграда, Уфы, Тюмени, Ростова-на-Дону, Костромы, Омска и других городов стали участниками программы «Опорные институты».

По плану Министерства образования, объединившиеся образовательные учреждения будут «флагманами» для местных экономик и остановить оттекание успешных абитуриентов в столицу.

По условиям программы как минимум два института договариваются между собой и с властями субъекта об объединении под управлением одного из университетов и выходят с инициативой на федеральный уровень, предлагая программу развития на пара лет вперед. Наряду с этим институты объединяют административный аппарат, увольняют лишних секретарей и руководителей, а освободившиеся деньги тратят на науку, трудясь вместе с региональными фирмами.

Министерство выделяет каждому вузу дополнительную субсидию, наряду с этим ожидается, что университет сумеет в течение первых пяти лет самостоятельно привлечь финансирование. Планировалось, что проект будет реализован в три волны, а количество опорных институтов в итоге может быть около пара десятков. Но отыскать желающих выяснилось не так легко — к официальному старту конкурса заявки подали только 15 институтов, четыре из них были отклонены.

Критики программы отмечают, что настоящее количество бюджетных мест и вузов по региону будет сокращено. Больше всего студенты и преподаватели опасаются закрытия неповторимых направлений.

Во многих провинциальных вузах кроме того ведущие доктора наук по 60 тысяч рублей не приобретают

«В то время, когда происходит слияние институтов, сокращения учителей стараются растянуть по времени — начинают неспешно убирать дублирование по факультетам и кафедрам, укрупнять их. Обычно работников не увольняют, а предлагают им перейти на часть ставки. Но к этому добавляются манипуляции, которые связаны с исполнением майских указов президента 2012 года — повысить среднюю по региону заработную плат в два раза.

Работнику говорят: мы тебе заработную плат повысили, но поменяли нагрузку, в следствии человек трудится кроме того больше: возрастает количество аудиторной нагрузки и уменьшаются виды работ, которые связаны с управлением студенческими работами. Учитель начинает трудиться больше, приобретает приблизительно столько же, но выходит, что на ставку заработная плат больше. Это разрешает поднять показатель средней заработной платы и отчитаться о том, что мы приближаемся к планке, установленной президентом», — поясняет сопредседатель «Университетской солидарности».

Расчет средней заработной платы кроме этого приводит к ряду проректоров: зарплаты и вопросов ректоров — в большинстве случаев это пара миллионов рублей — суммируются с заработными платами старших учителей. «Получается в итоге, что заработная плат учителя в регионе — 60 тысяч рублей. В то время, когда преподавательский коллектив определит об этом, все — продемонстрируйте нам этих счастливцев! Во многих провинциальных вузах кроме того ведущие доктора наук по 60 тысяч не приобретают», — говорит Кудюкин.

Без диплома

Слияние, лишение института аккредитации либо неожиданное его закрытие ставит в нелегкое положение не только учителей, но и студентов.

Весной перед строением Министерства образования на Тверской систематично планировали преподаватели и студенты Столичного национального лингвистического университета. Они выступали в протест ответа Рособрнадзора, что лишил вуз аккредитации по последовательности направлений практически за два месяца до защиты студенческих дипломов. Министерство решило закрыть и филиал МГЛУ в Иркутске — Евразийский лингвистический университет.

Студентам было нужно в достаточно сжатые сроки переводиться в другие институты, а учителям — искать работу. на данный момент из регионального филиала вывозится имущество.

«Минборнауки, лишая аккредитации вуз в целом либо какие-то программы, заявляет о том, что он рекомендует региональным институтам принимать к себе высвобождаемых работников. Но это совет, и никакой правовой силы такие требования не имеют», — поясняет Кудюкин.

«В противном случае, что студенты остаются без дипломов — это попросту незаконно. В случае если человек был принят и выполнил отвлечённую программу, его обязаны выпустить. Это не его вина студента, что к тому времени, как он добрался до четвертого курса, вуз лишили аккредитации.

В другом институте, куда его обязаны перевести, программа может существенно различаться. Это формирует достаточно важные коллизии, как минимум нарушение соглашения о том, что при исполнении программы он приобретает диплом. Кто будет нести за это материальную и моральную ответственность?»

У министерства имеется любимый довод — якобы в Российской Федерации и без того практически 100% выпускников школы поступают в те либо иные институты, для чего столько человек с высшим образованием?

Сопредседатель «Университетской солидарности» отмечает, что перепроизводство по последовательности профессий вправду существует, причем большинство выпускников не квалифицированы: «В 90-е этих факультетов экономики и права наклепали целое множество, причем в непрофильных вузах и без профильной базы. Конечно мы выбрасываем на рынок неподготовленных кадров с достаточно важными претензиями. Но не все коммерческие институты являются конторами по продаже дипломов.

Все во многом зависит от преподавательского коллектива конкретного университета. В некоторых случаях человек не обучается и нахально требует оценок».

Новшества в совокупности образования приводят к настоящим сокращениям бюджетных мест. «Бюджетные места уменьшаются под предлогом того, что у нас идет демографическая яма — мы, действительно, из нее в 2018 году начнем деятельно вылезать. Но у министерства имеется любимый довод — якобы в Российской Федерации и без того практически 100% выпускников школы поступают в те либо иные институты, для чего столько человек с высшим образованием?»

Отпуск с отсрочкой

Перемены в МГЛУ проходят под управлением нового ИО ректора Игоря Манохина, что был назначен на пост зимний период 2016 года. Сообщество «Диссернет», которое контролирует научные работы на плагиат, обвинило Манохина в полном списывании кандидатской диссертации. Но это далеко не единственный столичный вуз, в котором не смогут продолжительное время решить структурные и денежные неприятности.

Так же, как и прежде в тяжелой обстановке находится и Российский национальный гуманитарный университет, где не достаточно денег кроме того на выплату отпускных учителям.

«Практически отпуск начался 4 июля, и уже больше месяца целый преподавательский состав без денег. Сравнительно не так давно стали переводить по пять тысяч рублей, но это однократные выплаты», — жалуется Андрей Олейников, теории кафедры культуры и доцент истории факультета истории мастерства РГГУ.

Управление университета задерживает отпускные уже второй год подряд — в прошедшем сезоне учители взяли долгожданные выплаты ближе к осени.

Тяжелые денежные неприятности, каковые преследуют вуз уже более десяти лет и связывают с именем прошлого ректора института Ефима Пивовара, не смог решить и новый ректор университета Евгений Ивахненко, управляющий кафедру социальной философии и выбранный на пост начальника данной зимний период. По словам учителя Олейникова, администрация университета никак не растолковывает фактическое нарушение трудового законодательства и обещает погасить задолженность лишь к 20 августа.

«Неприятности не только с отпускными, но и с заработными платами, — отмечает доцент. — на данный момент в РГГУ самая высокая аудиторная нагрузка среди столичных институтов, у учителей практически не остается времени на диагностику студенческих работ и подготовку к занятиям. Нагрузку увеличили практически в два раза, а заработную плат не повышают, другими словами по факту она упала. Новый ректор, само собой разумеется, ведет себя более корректно, чем прошлый, он хотя бы общается с нами, но на положение учителей это никак не воздействует».

Нагрузку увеличили практически в два раза, а заработную плат не повышают, другими словами по факту она упала

РГГУ был основан в первой половине 90-ых годов двадцатого века на базе Столичного национального историко-архивного университета, ректором которого был политический деятель и историк Юрий Афанасьев. Как раз ему принадлежала мысль создать респектабельный гуманитарный вуз, что должен был стать площадкой для публичных дискуссий и объединить исследователей в области культурологии, социальных наук и лингвистики, многим из которым не удалось выстроить отвлечённую карьеру в СССР по политическим мотивам.

В 2003 году ректором института стал Леонид Невзлин, совладелец ЮКОСа, и тогда у института показались шансы на зажиточное существование — стали открываться программы интернационального сотрудничества, показались новые научно-исследовательские центры, университет начал приглашать учителей из-за предела. Но скоро в связи с «арестом главы» и делом юкоса компании Михаилом Ходорковским вуз лишился ректора и нового спонсора — Невзлин, опасаясь ареста, покинул Россию.

С этого момента денежное положение института пошатнулось. В 2012 году Министерства образования признал РГГУ неэффективным вузом. Учители много раз публиковали открытые письма к управлению университета и обращались в Министерства образования прося решить денежные трудности, пока вузу это сделать не удалось.

Многие сотрудники предпочитают переходить на работу в другие университеты — Высшую школу экономики либо Столичный национальный университет.

Неприятность, как вычисляет Олейников и Кудюкин, а также в прозрачности совокупности управления: учителям до сих пор не пояснили, кто виноват в срыве отпусков — Министерства образования либо ректор.

Кому прекрасно

«Уральский федеральный университет иногда исследует собственную узнаваемость в целевых регионах, а также в бывших советских республиках, чтобы выяснить, знают ли вуз абитуриенты, — говорит начальник направления по связям с общественностью Столичного физтех университета Елена Брандт на открытом заседании, посвященном конкурентоспособности русских институтов 16 декабря. — Так вот, несколько лет назад в УрФУ узнали, что они находятся то ли на втором, то ли на третьем месте у казахстанских абитуриентов. На первом месте был МВГУ.

Кто знает, что это такое, тот смеется! По причине того, что МВГУ — это «Столичный верховный национальный университет», что существует лишь в сериале ’’Универ’’.

О том, что настоящие российские институты малоизвестны за границей, на национальном уровне заговорили в 2012 году. Тогда же показался указ президента «О мерах по реализации политики в области науки и образования». Документ поставил перед вузами достаточно амбициозную задачу — как минимум несколько университетов должны войти в первую сотню мирового рейтинга к 2020 году.

Министерства образования через год запустило программу Топ «5-100», куда вошли сперва 15, а позже еще шесть институтов из различных регионов — они должны обзавестись центрами и инновационными лабораториями, повысить научную производительность, привлечь преподавателей и студентов из-за предела, выйти в фавориты Шанхайского, Times Higher Education (ТНЕ) либо QS рейтингов.

На проект в 2013-2017 гг. из государственного бюджета выделили 60,5 миллиарда рублей, но уверенности в том, что хотя бы кто-то из участников попадет в сотню фаворитов нет. В 2015 году перемещение «Обрнадзор» в докладе «’’5-100’’: цена провала» писало о том, что средняя удельная стоиость роста университета в рейтинге QS на один пункт составила 72 миллионов рублей, а попадание участников программы в рейтинг ТНЕ обусловлено лишь тем, что число оцениваемых институтов выросло с 400 до 800. С критикой кроме этого выступила Счетная палата.

Министерства образования и университеты именуют критику необоснованной и говорят, что аудиторы не знают специфики ранжирования и рано подводят итоги — программа запланирована на семь лет. Но министерство решило подстраховаться и сформулировало задачу по-новому: сейчас институты должны ориентироваться не на глобальные, а на предметные рейтинги.

Программа вправду дает отдельным самые активным институтам возможность взять дополнительное финансирование. Но признавая это, Павел Кудюкин именует цель программы необычной: «Формулировка задачи весьма нелепая. Ставить целью не улучшение качества образования, а место в рейтинге — это ультрабюрократическая постановка вопроса».

С утверждением о том, что рейтинги не должны быть самоцелью и уровень качества образования измеряется далеко не только ими, согласна проректор по интернациональной деятельности университета ИТМО (участник программы «5-100») Дарья Козлова. Вуз был в числе тех, на кого обратила внимание Счетная палата — университет давал слово войти к 2020 году лишь во вторую сотню, не обращая внимания на то, что в 2015 году взял самую громадную субсидию — 964 миллиона рублей.

Мыслить трезво

По оценке советника президента Фонда «Центр стратегических разработок» Дениса Санатова, такие действия не разрешат институтам пойти дальше двухсотых строчек в неспециализированных рейтингах: «На высокие места тривиальных ответов не хватает. Сейчас многое зависит от того, как институты о себе заявляют. Большая часть русских университетов очень не хорошо трудятся с имиджем и практически не могут кооперироваться с внешними научными партнерами, уровень репутации низок, все стараются протащить собственную ветхую вузовскую повестку, которая никому не считая них не нужна».

С ним согласен Конанчук: «Дабы войти в топ-100, нужно напрямую соперничать с университетами, у которых организована репутация. Нужен класс нестандартных ответов, запрещено ничего скопировать, это креативная интеллектуальная работа, и за 8-10 лет ее не сделать». Российские институты не смогут соперничать со Стэнфордом либо Кембриджем не только исходя из этого.

По словам Санатова, им просто не хватит денег: «Бюджет всей программы сопоставим с бюджетом одного института из топ-100».

Неприятность еще и в том, что дорогостоящие проекты Министерства образования направлены на еще большее разделение русских институтов. «Совокупность образования начинает очень сильно дифференцироваться. Частично это объективный процесс — неизменно и везде имеется более элитные и имеется более массовые институты. Они все делают собственную социальную функцию.

Но у нас частенько эта разделение начинает создаваться искусственно, и это не объективно».

Подписывайтесь на отечественный канал в Telegram!

Каждый день вечером вам будет приходить подборка самых броских и увлекательных переводов ИноСМИ за сутки.

Отыщите в контактах@inosmichannelи добавьте его к себе в контакты либо

перейдите, предварительно пройдя регистрацию, перейдите на страницу канала.

Главное за ум взяться


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: