Гений и психическое расстройство — есть ли связь? — «наука»

Гений и психическое расстройство — есть ли связь? - «наука»

Любой может назвать много знаменитостей, владевших большим творческим потенциалом и наряду с этим страдавших психологическими болезнями, — например, Винсента Ван Гога, Вирджинию Вулф, Тони Хэнкока либо Робина Уильямса. Примеров такое множество, что наличие определенной связи между творческими способностями и нездоровой психикой думается очевидным.

Но вот вопрос: подтверждается ли это, думается, общепринятое вывод результатами исследований? Оказывается, все не так легко, нашла корреспондент BBC Future.

В действительности, точных данных по этому вопросу страно мало. По результатам 15 из 29 изучений, совершённых во время до 1998 года, никакой связи между этими явлениями установлено не было, в то время как в других девяти случаях такая сообщение была обнаружена, а в остальных пяти она была признана неизвестной.

Вряд ли это можно считать подтверждением прямой зависимости между творческими способностями и психическими заболеваниями.

Более того, кое-какие из изучений были основаны на несложном сопоставлении видевшихся в практике случаев, а не на важных попытках распознать наличие причинно-следственной связи.

Одна из сложностей пребывает в том, что выяснить либо измерить творческий потенциал не так-то легко, исходя из этого обычно ученые применяют другие показатели.

К примеру, в рамках изучения, совершённого в 2011 году, классификация участников производилась легко по роду деятельности, исходя из того, что любой живописец, фотограф, дизайнер либо ученый в обязательном порядке владеет творческим потенциалом, независимо от того, в чем как раз состоит его работа.

Германские физики открывают Ван Гога

Deutsche Welle25.03.2012Трагическая судьба подсолнухов Ван Гога

The Guardian07.09.2013Четыре мифа об аутизме, каковые в далеком прошлом пора развеять

13.03.2016Рассказ шизофреника: как заболевание поменяла всю мою жизнь

13.03.2016Применяя эти официальной переписи населения Швеции, исследователи установили, что среди представителей аналогичных творческих профессий в 1,35 раза чаще видятся люди, страдающие биполярным расстройством (которое ранее именовалось маниакально-депрессивным психозом), но симптомы тревожности, депрессии либо шизофрении наблюдаются у них в той же мере, что и у экспертов из вторых сфер.

Существует ли связь между творческими способностями и расстройством психики, либо это миф?

Из-за для того чтобы упрощенного деления тяжело сообщить, означают ли эти сведенья, что представители творческих профессий больше вторых подвержены риску биполярного расстройства, либо что это заболевание очень редко начинается, скажем, у бухгалтеров.

В пользу наличия взаимозависимости между этими явлениями значительно чаще приводят размещённые в 1987 году результаты изучения, совершённого американским психиатром Нэнси Андреасен.

В этом изучении сравнивались 30 писателей и столько же представителей вторых профессий. Среди писателей людей с биполярным расстройством выяснилось больше.

Но, выборка была весьма маленькой — за 15 лет было опрошено всего 30 писателей, — и не смотря на то, что на это изучение довольно часто ссылаются, оно подверглось критике в связи с тем, что диагностика психологических расстройств осуществлялась легко на базе беседы и в отсутствие четких параметров (см. всесторонний разбор этого и других довольно часто цитируемых изучений в работе американского психолога Джудит Шлезингер).

К тому же беседу вели люди, знавшие, кто из участников есть писателем, что имело возможность отразиться на итогах.

Более того, авторы решили посетить санаторий для писателей, ищущих уединения, так что, быть может, в том месте были как раз те участники изучения, каковые заведомо испытывали тревогу.

Кроме того в случае если принять результаты на веру, они мало что говорят о причинно-следственной связи между данными явлениями.

Означают ли результаты исследований, что предполагаемое увеличение творческого потенциала в следствии биполярного расстройства подталкивало писателей к выбору данной профессии либо что симптомы заболевания помешали им отыскать простую работу, — делать выводы сложно.

В подтверждение тезиса о наличии связи между творческим потенциалом и психическим расстройством довольно часто приводят итоги еще двух изучений.

Первое из них было совершено американским психологом Кей Редфилд Джемисон, которая получила известность как создатель увлекательнейшей книги «Неспокойный ум».

Это изучение кроме этого было основано на беседах, в этом случае с поэтами, романистами, художниками и биографами. В нем участвовали 47 человек, но контрольной группы предусмотрено не было, исходя из этого сравнивать его результаты возможно лишь со средними показателями среди населения.

Джемисон установила очень большой уровень психологических расстройств в числе участников. К примеру, добрая половина поэтов хотя бы раз обращались за лечением.

Звучит впечатляюще, но, как отметили критики, речь заходит всего о девяти опрошенных.

Еще одно изучение с участием значительно большего количества людей было совершено американским психиатром Арнольдом Людвигом.

Он изучил биографии свыше тысячи знаменитостей в отыскивании упоминаний о психологических расстройствах и установил, что симптомы расстройств различаются в зависимости от профессии.

Неприятность тут пребывала в том, что не смотря на то, что знаменитости (к примеру, Уинстон Амелия и Черчилль Эрхарт), вне всякого сомнения, являются необыкновенными, строго говоря, они необязательно владеют выдающимися творческими свойствами.

Не смотря на то, что это широкое изучение довольно часто приводят в пример в подтверждение таковой связи, сам Людвиг в собственной работе признает: он не установил ни того, что психологические болезни больше распространены среди выдающихся личностей, ни того, что они являются нужным условием исключительности.

Но в случае если доказательств в лучшем случае мало, в противном случае и вовсе нет, отчего же тогда это убеждение так прижилось?

"Наверное," феномен выдающихся личностей быстро интересует ученых, но изучения на эту тему не всегда дают одинаковые результаты.

В 1904 году британский доктор Хэвлок Эллис изучил свыше тысячи человек и не нашёл никакой связи между гениальностью и психическими заболеваниями.

Подобный вывод был сделан по результатам изучения 19 тысяч германских учёных и художников за трехвековой период.

направляться, но, подчернуть, что у этих изучений имеется ответственный недочёт: они строятся на допущении, что биографы знали о наличии психологических расстройств у храбрецов собственных книг и упоминали данный факт.

Но в случае если доказательств в лучшем случае мало, в противном случае и вовсе нет, отчего же тогда это убеждение так прижилось?

Одна из обстоятельств пребывает в том, что интуитивно думается, словно бы нестандартное мышление либо решимости и прилив энергии, каковые смогут быть свойственны для маниакального состояния, способны создавать творческий настрой.

Кое-какие утверждают, что связь между творческим потенциалом и психическим заболеванием более сложна, что расстройства психики разрешают людям мыслить более креативно, но в момент ухудшения заболевания творческий потенциал падает до среднего уровня либо ниже.

Очевидно, время от времени неприятности с психологическим здоровьем смогут и вовсе не разрешить человеку реализовать задуманное. Во время депрессии мотивация резко снижается.

Быть может, многие верят в наличие таковой зависимости легко вследствие того что люди, сочетающие в себе эти характеристики, в большинстве случаев привлекают внимание . Ливанский психолог Арне Дитрих предлагает занимательное объяснение этого феномена, опираясь на теорию «эвристической доступности», сформулированную лауреатом Нобелевской премии израильско-американским психологом Даниэлем Канеманом.

Теория гласит, что людям характерно сосредотачиваться на том, что находится перед ними.

Рассказы о том, как Ван Гог в приступе сумасшествия отрезал себе ухо, и длящиеся десятилетиями споры о том, что было либо не было позже, заставляют нас быстро воображать себе эту историю.

Но в отечественном воображении отсутствуют подобные сюжеты о живописцах, каковые жили продолжительно и счастливо.

Мы склонны оценивать возможность наступления какого-либо события исходя из того, как легко мы можем представить его себе.

И в случае если задать вопрос любого человека о том, имеется ли связь между расстройством психики и гениальностью, ему срочно придет в голову множество примеров в пользу этого тезиса.

Нельзя исключать, что убежденность в наличии аналогичной связи может иметь определенные негативные последствия.

Кое-какие ощущают, что заболевание словно бы бы вправду содействует творческому подъему, и по данной причине кроме того отказываются принимать лекарства, опасаясь, например, потерять собственные особенные свойства.

Но нет ли тут риска ошибочно приписать собственные творческие удачи заболевания, а не собственным талантам?

И как быть с теми, кто страдает психологическим расстройством, но не подмечает в себе никаких особенных даров? Не будут ли они, наслушавшись аналогичных утверждений, вычислять, что легко обязаны совершить что-то необыкновенное, и волноваться, в случае если это им не удастся?

Мне думается, в конечном итоге популярность этого убеждения обусловлена тем, что оно приносит утешение.

Людям, страдающим психологическим расстройством, оно дает надежду на то, что у их заболевания возможно и хорошая сторона (а я за эти годы опросила множество людей, каковые говорили мне о плюсах собственной болезни).

А психически здоровые люди утешаются мыслью о том, что если бы у них были выдающиеся свойства, им было нужно бы расплачиваться за них своим здоровьем.

Быть может, связь между творческим потенциалом и психическими расстройствами существует легко вследствие того что нам этого хочется.

Психические расстройства, рекомендации близким


Темы которые будут Вам интересны: