Архив: советский человек спустился с небес — «наука»
Статья была размещена в Die Zeit 21 апреля 1961 года.
Еще стремительнее того, как русский космический корабль 12 апреля смог облететь около отечественной планеты, везде в мире распространилась новость об успешном возвращении на Землю майора Гагарина. Хрущевская пропаганда позаботилась о том, дабы его имя стало известно в каждом населенном пункте. Кто захотел бы поставить это Кремлю в вину?
Но в случае если мы отделим от этого события шумиху по поводу геройства, то останется неповторимый факт: по окончании 12 апреля среди нас находится человек, что может сообщить о себе, что он заметил Землю как планету.
«Солнце в космосе намного бросче, чем тут на Земле, — так Гагарин сформулировал собственные впечатления. — Космос чёрный, весьма чёрный. Звезды броские и ясные. Вся картина небесного свода воспринимается намного контрастнее, чем на Земле. Почва смотрелась как прекрасный светло синий шар…»
Через смотровое отверстие Гагарин на протяжении полете заметил то, чего до него никто не имел возможности замечать. Данный русский заметил, как «людская звезда» вольно парит в пространстве. Он заметил Почву, окруженную окрашенной в коричневые цвета вселенной, в которой звёзды и Солнце светят с поразительной силой света.
Гагарин, возможно, есть первым человеком, взявшим представление о той безымянной силе, которая удерживает отечественную Почву в космическом пространстве.
Но нам известно кроме этого о том, что полет Гагарина около земного шара отнюдь не был легкой прогулкой. 108 мин. он пребывал в космическом пространстве. Что в том месте с ним происходило?
Не вводит ли нас в заблуждение улыбка и невозмутимое лицо, каковые мы видим на сделанных по окончании возвращения фотографиях?
Русские ученые — люди скрытные. Они, как и их западные сотрудники, замечательно знают, что не каждую связанную с космическим полетом опасность возможно реконструировать в лаборатории чтобы взглянуть, как человек будет с ней справляться. Они сейчас владеют знанием, которое снова окажет помощь им расширить отрыв от Запада в области космических полетов — и этим знанием они не готовы так .
Но кое-какие вещи мы можем осознать из скудных сообщений, имеющих отношение к данному предмету. В первую очередь, вот что: Гагарин для совершения собственного полета должен был в огромной степени показать уверенность в себе. В космическом полете человек находится один на один с собой, и с громадным числом металла, призванного его окружать и защищать.
По окончании тренировок на испытательном стенде сейчас все будет весьма без шуток.
Никто не сможет отключить центрифугу, в то время, когда у испытуемого начнет краснеть либо темнеть в глазах. Никто не сможет извлечь его из температурной камеры, в случае если ему будет угрожать тепловой удар. В то время, когда ракетное горючее будет гореть, ему останется уповать лишь на уверенность в себе — и, быть может, на ангела-хранителя, замечающего за точным сотрудничеством десятков тысяч отдельных подробностей.
© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкЛетчик-астронавт Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток»
Конкретно по окончании старта Юрий Гагарин испытал перегрузку при ускорении. Если вы сидите в самолете, то вы ничего не ощущаете, кроме того при столь же высоких скоростях. Но любое живое существо обостренно реагирует на трансформацию скорости, другими словами на ускорение и на торможение.
Единицей трансформации в этом случае есть g (от гравитации — gravitation). Одно g соответствует весу человека, что на уровне моря нормально стоит на земле. В то время, когда трехступенчатая ракета Гагарина начала подниматься в атмосферу, он, возможно, испытывал давление порядка 8 — 10 g. Это указывает, что его вдавливала в его прорезиненное лежачее кресло сила, которая в 8 либо на порядок превышала вес его тела.
Скорость — 29 тысяч км/ч
По окончании отработки первой ступени ракеты давление быстро падает до нуля. Затем запускается двигатель второй ступени, и давление снова возрастает до 8 — 10 g, пока оно по окончании завершения работы двигателей снова не понижается до нуля. Вся эта процедура повторяется и в третий раз, и затем капсула космического корабля Гагарина отделилась от последней ступени и полетела в космосе со скоростью около 29 тысяч км/ч.
Без всякого переходного периода Гагарин был в состоянии невесомости.
До полета Гагарина в космос не было известно, способно ли человеческое тело переносить три раза подряд экстремальные перегрузки. Столь же малоизвестным было да и то, какое влияние на человека будет оказывать более продолжительное действие невесомости. "Наверное," Гагарин ощущал себя в полной мере прекрасно в этих условиях. «Все стало весьма легким, — поведал он, — ноги и мои руки ничего не весили, пара предметов летали по кабине.
Я уже больше не сидел на своем месте, а имел возможность висеть в центре корабля. В остальном все было как в большинстве случаев. Я начал записывать собственные впечатления.
Мой почерк остался неизменным, но я должен был держать собственный блокнот, дабы он не улетел».
По окончании всего того, что сейчас известно о невесомости, ее необходимо сравнивать с нескончаемым падением альпиниста в глубокую пропасть, с падением без столкновений, без чувствуемого сопротивления воздуха. Невесомость появляется не по причине того, что пилотируемый космический корабль покидает, к примеру, гравитационное поле Почвы (для этого он обязан пребывать на расстоянии, которое в пара тысяч раза больше).
Невесомость появляется вследствие того что центробежные силы тянут его вверх и уравновешивают тем самым притяжение Почвы. Обе эти силы перестают функционировать на протяжении полета с отключёнными двигателями. Если бы Гагарин постарался налить в стакан воды, то жидкость висела бы без движений в космического корабля в шарообразной форме либо медлительно бы от него удалялась, как воздушный шарик…
Так, полет Гагарина продемонстрировал, что человек, "Наверное," может в течение нескольких часов переносить невесомость без ущерба для собственного здоровья. Но что будет в том случае, если полет в условиях невесомости продолжится пара дней, пара недель либо еще больше?
Для чего мне ваш Гагарин?
Vesti.uz12.02.2015Бут и Гагарин: герои и времена
Voice of America26.11.2012Первый человек в космосе: фильм, вечеринки и трансляция в Twitter в честь Юрия Гагарина
Space12.04.2012
С этим вопросом столкнутся будущие экипажи космических станций и в определенной мере будущие участники лунных экспедиций. Определенную пищу для ума дает нам попытка, предпринятая доктором американских ВВС врачом Грейвлайном (Graveline). Опираясь только на голову и на шею, Грейвлайн сравнительно не так давно совершил целую семь дней в наполненной водой ванной.
Обращение шла о том, дабы хотя бы примерно представить себе последствия долгого нахождения человека в условиях невесомости. Итог особенного оптимизма не внушал: «С каждым днем я ощущал себя все не сильный, — согласился Грейвлайн. — В последние дни я уже с трудом выбирался из ванны с целью проведения изучений. Я практически не имел возможности прямо находиться и передвигаться.
И мне уже весьма хотелось снова погрузиться в воду».
В условиях более продолжительного космического полета, в то время, когда пилоты должны имеется и выпивать, подобного рода деятельность кроме этого делается проблематичной. Все тела на борту космического корабля теряют собственную склонность падать вниз.
Космические путешественники вынуждены высасывать жидкости через шланг из закрытых емкостей, а жёсткую пищу они должны глотать с опаской чтобы избежать приступа удушья. Проблематичным кроме этого делается вопрос о том, что делать с теплом, выделяемым телом космического путешественника. В закрытой со всех сторон капсуле она скоро может встать до непереносимого уровня.
Подопытный заяц в узком закрытом пространстве очень сильно пострадает от большой температуры уже спустя 15 мин., в случае если тепло его тела не отыщет выхода вовне. Человека постигнет такая же участь через семь мин..
Нам не известно, как Юрий Гагарин избежал данной опасности. Согласно данным издания Time, американцы желают в таких случаях применять циркулирующую воду. Вода обязана воспринять тепло и вывести его наружу.
Долгий, узкий, похожий на комету шлейф из пара за космическим аппаратом будет свидетельствовать о том, что это пилотируемый корабль.
Думается таким несложным делом послать собаку либо мартышку в космос, а после этого обеспечить их возвращение на Землю^; неспешно мы привыкли к подобного рода сообщениям. Но только немногие знают, что именно должно верно функционировать на протяжении полета.
Некое представление об этом возможно взять, в случае если поразмыслить о том, что любое живое существо в течение миллионов лет приспосабливалось к собственному земному пространству, а сейчас оно может оказаться в совсем чуждой для себя а также враждебной среде. В действительности, выживание вероятно только в том случае, если этому существу будет создано в миниатюре привычное для него пространство, а кабина космического корабля превратится в один момент в миниатюрную Почву.
Кровь может закипеть…
Для этого необходимо снабжение кислородом и кондиционер, установка для регенерации выдыхаемого воздуха, вывод телесных шлаков, и гарантия поддержания верного давления воздуха. Жидкости закипают тем стремительнее, чем меньше оказываемое на них давление. Уже на 20- либо 30-километровой высоте давление столь низкое, что слезная жидкость в отечественных глазах, кровь и слюна начнут закипать уже при простой температуре тела, в случае если мы не защитимся от этого.
© РИА Новости, Юрий Королев | Перейти в фотобанкРакета «Восток» перед установкой на ВДНХ
Гагарин летел примерно на высоте 240 километров. И ему была нужна герметичная капсула со стабильным давлением, и дополнительные обеспечения, предоставляемые за счет компенсирующего костюма с воздушными подушками на тот случай, в случае если метеорит пробьет корпус корабля. При таких условиях давление в кабине упадет, как в сдувшемся футбольном мяче.
Компенсирующий высотный костюм обязан сделать так, дабы полости тела не увидели падения давления.
Подобный костюм не дает возможности расшириться полостям тела, и Гагарин, в другом случае, возможно, взорвался бы, как глубоководная рыба, которую скоро вытянули на поверхность моря.
Но и это еще не все. В космосе существует еще опасность, которая связана с радиацией. Измерения, полученные посредством американских спутников, продемонстрировали, что Почва, по сути, окружена двумя радиационными территориями в форме ремней, так называемыми поясами Ван Аллена.
Орбита Гагарина пребывала на большом удалении в 302 километра, что намного ниже страшного внутреннего пояса Ван Аллена (самая громадная интенсивность облучения отмечается на высоте около 2 тысяч километров над экватором). Воздух Почвы уже на высоте 200 километров намного более разряжена, чем в радиолампе, из которой выкачали воздушное пространство. Она уже не может защищать тела от разного рода излучений, исходящих от Солнца и из космоса, и наряду с этим первичное космическое излучение владеет громаднейшей проникающей свойством.
Громаднейшая опасность для человека появляется во время образования пятен на Солнце. В то время, когда Солнце весьма деятельно, оно выбрасывает в пространство ядерные частицы, как дождевальная установка воду. Для космических путешественников, капсула которых попадет под для того чтобы рода душ из элементарных части, не существует никакого «зонтика», под которым возможно было бы укрыться.
Вызывающе большие сомнения, что по большому счету возможно будет отыскать действенную защиту от проникающей радиации.
К счастью, на данный момент мы отмечаем минимальный уровень образования солнечных пятен, и так возможно сказать о благоприятном времени для осуществления космических полетов. По крайней мере, в течение ближайших лет опасность, исходящая от образующегося на Солнце излучения, остается низкой.
Кроме радиации существует еще такое явление, которое может оказаться более важным опробованием для космических путешественников. Согласно точки зрения астролога из Гарварда Уиппла (Whipple), над Почвой находится только узкий слой пыли в виде собственного рода оболочки, появившийся, возможно, в следствии действия комет. Самая громадная концентрация данной «пылевой оболочки» находится на высоте 127 километров от поверхности Почвы.
Но, неспешно становясь все уже, она удаляется все дальше в космос.
В случае если теория Уиппла верна, то при таких условиях Гагарин должен был иногда пересекать данный пылевой слой. Уиппл уверен в том, что частички пыли совсем маленькие по размеру, и они не смогут причинить ущерб космическому кораблю, но пилот очевидно может слышать, как они бьются о железную обшивку его корабля. Эти постоянный звуки — пинг, пинг, пинг — похожи на ра-та-там, другими словами на звуки ЖД поезда, и необходимо иметь крепкие нервы для борьбы испуганно, появляющимся от того, что в какой-то момент может случиться встреча и с более большими частицами.
© NASA/LMSALУльтрафиолетовое изображение солнечных пятен
По большому счету ужас как изначальное чувство человека играется, возможно, более ключевую роль в космических полетах, чем принято думать. Деннис Огден (Dennis Ogden), столичный обозреватель английской газеты Daily Worker, якобы получил данные из прекрасно осведомленных источников о том, что у Гагарина был предшественник, в частности — сын известного советского авиаконструктора Ильюшина. Он совершил полет еще 7 апреля, но у него случился тяжелый нервный срыв.
Кроме того в случае если мы будем относиться к данной истории как к неподтвержденной (российские ведомства отрицают ее подлинность), можно считать в полной мере настоящим то, что космический пилот может не выдержать физических нагрузок на протяжении полета.
Путешествие в том направлении, где отсутствует защищенность
Гамбургский психиатр доктор наук Йорес (Jores) в один раз сообщил о наличие у человека «изначальной потребности в защищенности». «Но космический полет, — продолжил Йорес, — имеется путешествие в ту область, где защищенность отсутствует». Что касается более долгих космических полетов, то Йорес кроме того сомневался в том, что людская душа способна выдержать обстановку, не созданную людской телом. Его органы восприятия дают ему фальшивые эти, а осознание и жуткая тишина собственной зависимости от сложной, и исходя из этого предрасположенной к поломкам техники — все это со временем может превратиться в непереносимую физическую нагрузку.
Космический путешественник обязан совладать с душевной нагрузкой еще перед тем, как он вступит на борт собственного корабля, о чем свидетельствует случай с тремя американскими кандидатами в космонавты на мысе Канаверал. Один из них — не ранее 28 апреля — обязан совершить страшное путешествие, осознавая наряду с этим, что он уже не будет первым человеком в космосе. Легко понять эмоции Алана Шепарда, в то время, когда он должен был признать успех собственного русского сотрудника: «Я испытал чувство глубокого личного разочарования».