Убийца — писатель

Убийца — писатель

Роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» — это лучший детектив всех времен и народов.

Таков итог опроса, что Английская Ассоциация писателей криминального жанра (CWA) совершила среди 600 сотрудников по цеху. Кроме этого детективщики признали лучшим автором романов саму Агату Кристи, а лучшей серией произведений — рассказы о Шерлоке Холмсе. В случае если два последних титула как в полной мере заслуженны, так и столь же предсказуемы, то вот к «Экройду» стоит присмотреться.

Парадоксальным образом каноническим детективом была названа книга, поразившая первых читателей как раз собственной неканоничностью — тем, как она сломала детективный канон. «Лента.ру» говорит, из-за чего «Экройд» хорош всех лестных слов в собственный адрес. Как в таких случаях в большинстве случаев говорят: с опаской, спойлеры!

«Убийство Роджера Экройда» вышло во второй половине 20-ых годов XX века. Это был шестой роман Агаты Кристи, шестью годами ранее блестяще начинавшей «Загадочным происшествием в Стайлз»; всего детективных романов у нее будет 66. Как раз в «Загадочном происшествии» в первый раз показался немолодой и чудаковатый бельгийский детектив Эркюль Пуаро — «Экройд» стал третьим «его» романом; всего их будет 33.

Возможно, как раз из-за данной магии чисел «Экройд» стал вехой в истории жанра.

Но вероятнее дело в том, что он показался, в то время, когда жанр детективного романа уже как направляться выкристаллизовался. 36-летняя Кристи, освоившись в первых книгах, взялась за потрясение баз — и преуспела.

Завязка романа такова: в британской деревне Кингс Эббот умирает состоятельная вдова. Скоро местный богач по имени Роджер Экройд, планировавший жениться на ней, информирует собственному приятелю врачу Шепарду, что она согласилась ему в убийстве собственного бывшего мужа, а после этого наложила на себя руки. Скоро самого Экройда находят убитым, и подозрение падает на всех около.

В один момент врач Шепард выясняет, что по соседству поселился известный детектив, удалившийся от дел, дабы жить в глубинке и выращивать тыквы (не забывайте, Холмс на пенсии занялся пчеловодством?). Эркюль Пуаро берется-таки за расследование таинственного убийства, а врач Шепард ходит за ним, как будто бы врач Ватсон (правильнее, капитан Гастингс) и ведет ежедневник происходящего расследования — фактически, его отчет о расследовании мы и читаем.

Нереально детально говорить об «Убийстве Роджера Экройда», не раскрыв его тайны, она же главный литературный прием. Итак, в конце узнается, что убийцей Роджера Экройда выясняется его приятель врач Шепард. Так, начинающая английская детективщица Агата Кристи в одном романе нарушила сходу пара наиболее значимых жанровых табу, в частности:

повествование не имеет возможности идти от лица убийцы;убийцей не может быть ассистент сыщика — функциональный аналог врача Ватсона;убийство не должно оставаться нераскрытым, а убийца — безнаказанным.

Убийство как раз что остается нераскрытым — по крайней мере формально. Эркюль Пуаро не объявляет вслух, что разоблачил доктора, но позволяет понять, что все про него знает. Это дает Шепарду возможность совершить суицид под видом несчастного случая (Пуаро решил поступиться собственной опытной гордостью, по причине того, что весьма не желал расстраивать сестру врача — еще одного необычного персонажа книги, из которого потом «выросла» мисс Марпл, вторая любимица Агаты Кристи).

Так, дело об убийстве Роджера Экройда, раз уж преступник не предан суду, оказывается неудачей Пуаро — как раз так планировал подать собственный ежедневник врач Шепард: «Неожиданный финиш для моей рукописи. Я думал опубликовать ее как историю одной из неудач Пуаро. Необычный оборот принимают время от времени события». (И как раз так назвал собственную телевизионную экранизацию «Экройда» Сергей Урсуляк: его «Неудача Пуаро» с Константином Сергеем и Райкиным Маковецким вышла в 2002 году).

Как это в большинстве случаев не редкость с нарушением любых табу, они оказываются табу лишь до самого момента нарушения: а по окончании уже неясно, как мы имели возможность слепо им направляться. убийцы функций и Совмещение повествователя в классическомwhodunit Кристи растолковывает литературными и личностными амбициями Шепарда: преступник планировал обставить великого сыщика, а заодно и стать романистом — и как минимум второе удалось: это его «роман» мы читаем. Исходя из этого, ведя собственный повествование, преступник и не раскрывает всей правды (дабы не «спалиться»), но и не лжёт особенно — дабы не уронить собственный преимущество, нарушив чистоту поединка.

Что крайне важно, «Убийство Роджера Экройда» — это еще и неидеальный детектив. В нем большое количество невероятных совпадений и фантастических допущений. Так, дабы скрыть собственный совершенное убийство, гениальному Шепарду приходится неожиданно изобрести некоторый механизм, включающий диктофон в определенное время, а алиби ему оказывает помощь обеспечить случайно появлявшийся рядом стюард, что тут же отправляется в трансатлантический рейс.

Эти недочёты, как разумеется, лишь подчеркивают преимущества — лучшим детективом всех времен был признан не роман идеальный, идеально соответствующий схеме, — в частности детектив революционный.

Детектив — жанр-расследование, и неудивительно, что он первым начал исследовать границы разрешённого несерьезным жанром. Он появился из умственного опыта — жажды дать добро кажущуюся неразрешимой задачу, придав ей форму рассказа. Как совершить убийство в закрытой изнутри комнате?

Из ответа на данный вопрос появилось произведение, давшее толчок всему детективному жанру, — «Убийство на улице Морг» Эдгара По.

Как сделать убийцу из детективного романа повествователем? — это такой же сложности вопрос, лишь уже не к настоящему миру, а к миру литературному; не к физике, а к поэзии, выражаясь пушкинскими словами.

Объяснение того, из-за чего убийца — рассказчик, у Кристи замечательное:по причине того, что он автор! История убийства оборачивается историей письма, и детективный роман выходит на металитературный уровень. За личиной снаружи обычного деревенского обывателя кроется творческая личность — и это творческие амбиции «срывают резьбу» врача Шепарда, погружают его в раж противостояния Пуаро (и — в раскольниковском духе — самому себе!).

Шепард в собственности не только Агате Кристи; он одновременно и личный создатель, и личный персонаж. В этом смысле он предвосхищает ненадежного рассказчика литературы постмодернизма — в этот самый момент уместно отыскать в памяти, что «Экройд» вышел во второй половине 20-ых годов XX века, в то время, когда еще не кончился модернизм: в том же году, к примеру, посмертно выходит «Замок» Кафки, а Набоков, сам предтеча постмодерна, лишь дебютирует в романистике с «Машенькой». Само собой разумеется, у Агаты Кристи ненадежный повествователь — это еще мало жанровый опыт, но уже совсем не так долго осталось ждать он оторвется от собственной литературной функции и заживет самостоятельной жизнью и яркой в Гумберте Гумберте и храбрецах Фаулза.

К 1926 году малая детективная форма процветала — были и По, и Конан Дойль, и Честертон. «Экройдом» Кристи доказала, что и детективные романы смогут быть шедеврами, — что ей 13 лет спустя доведется повторить «Десятью негритятами». В сущности, она (вместе с Честертоном) вывела детектив в громадную литературу.

Само собой разумеется, Агате Кристи не чужда была игра: через три года по окончании «Экройда» она выпустила сборник детективных пародий «Партнеры по правонарушению», а в 1947-м скрестила Эркюля Пуаро с персонажами древней мифологии в сборнике «Подвиги Геракла». Но до конца неясно, осознавала ли она сама, что натворила, написав роман про врача Шепарда. «Убийство Роджера Экройда» начинается с посвящения сестре писательницы: «Панки, любительнице классического детектива, где расследуется убийство, а подозрение падает на всех попеременно!» Для самой госпожи Кристи договоримся вычислять слово «классический» иронией.

ПИСАТЕЛЬ ИЛИ УБИЙЦА?! Угадываем по фото!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: